Открывая свою Грузию

Дорога в Вардзию очень хорошая, асфальтированная, хоть и узкая, и по пути вы также проезжаете замок-крепость Харцвиси. Несмотря на видимые обрушения стены, в этой крепости есть действующая молельная комната. Эта крепость стояла еще на Великом Шелковом пути. Внутри по ее территории можно смело ходить, а вид открывается на автодорогу, с которой вы как раз повернули в сторону Вардзии.

О Вардзии можно много говорить, т.к. этот комплекс, который по праву называют целым пещерным городом, хранит в себе большую историю и значение для жителей Грузии. Рекомендуем взять в кассе аудиогид при входе на территорию комплекса. Время вашего визита не ограничивается, единственно здесь всегда много туристов: автобусы с большими группами подъезжают регулярно — поэтому нужно успевать ловить кадры, если вы не любите фотографии с толпой. Некоторые “помещения» в скале и подступы к ним закрыты низкими калитками в виду того, что в Вардзии сохраняется и поддерживается активная монашеская жизнь.

Прогулка по пещерным лабиринтам незаметно может перерасти и в несколько часов, поэтому очень предусмотрительно на выходе из комплекса расположился ресторанчик, в котором мы, к примеру, перекусили отменным шашлыком с овощами.
Далее наш путь следовал в сторону г.Боржоми через Ктсиа-Табатскури заповедник, трассу М-20, но поверьте, лучше выбрать дорогу в объезд (трассы #11 и #8), как более ровную и спокойную. Нам же, экспериментаторам, предстояло проверить свою машину на прочность и проходимость: подъёмы, булыжники и ямы, дождь и туман, серпантин с обрывом, проверка документов на посту на перевале Цхрацкаро — мы смогли более-менее выдохнуть, только проехав Бакуриани, а это между прочим почти 80% пути было позади. В Боржоми мы въехали поздно ночью под ливень и стали искать ночлег. Покрутившись от одного адреса отеля к другому, не найдя ничего, мы в итоге привлекли внимание местного жителя, порекомендовавшего нам недорогой вариант: остановиться в доме у его знакомой, которая сдавала комнату за 40 лари в сутки. Уставшие, мы были согласны уже на любой вариант. Комната оказалась изолированным помещением с отдельным входом и с душевой. За 10 лари нам приготовили легкий домашний перекус, и мы были счастливы быть в тепле, наконец-то. С утра нас ждал совершенно другой Боржоми — более радостный и солнечный.

В Боржоми нас в бОльшей степени интересовал одноименный национальный парк и бассейн с минеральной водой (38-41 градусов). Забежав сначала в информационный центр (координаты: 41.83722, 43.37111) и взяв карту города, мы отправились его исследовать. Боржоми довольно уютный город, чем-то напоминает старый центральный Сочи лет так 20 назад: лечебно-оздоровительный курорт с минеральными источниками, с лесопарками, дендрариями и в целом расслабляющей атмосферы место. От информационного центра мы довольно быстро оказались на аллее, ведущей к городскому парку. Вход для гостей города платный.
В парке можно набрать минеральную воду в бутылки, она имеет специфический аромат углекислого газа, и можно воспользоваться услугами местного гида, он проведет вас по самым интересным тропкам и расскажет увлекательнейшим образом всю историю парка со времен царствования императора Николая II.
В парке можно прокатиться на канатной дороге, но поверьте лучше прогуляться, т.к. воздух невероятно свежий, чистый, с ароматами хвойных деревьев. Тропинки в парке промаркированы. Основная из них ведёт к бассейну с минеральной водой. На самом деле там 3 бассейна разных размеров и температуры: от прохладной до горячей, и можно в них купаться бесплатно, только помните, что всё-таки это вода целебного свойства, поэтому время купания должно быть адекватным. Рядом с бассейном есть скамейки, на которых можно оставить полотенце или другие вещи. Чуть наверх по лестнице есть раздевалка, но, к сожалению, здание не было открыто, когда мы были, возможно вам повезёт больше. Вдоволь наплескавшись, бодрые и разогретые мы отправились обратно к выходу из парка, рядом с которым еще заранее заприметили двухэтажный ресторанчик с верандой, где и пообедали.
Если вам интересно посещение национального парка-заповедника Боржоми, то позаботьтесь о получении пропусков для входа в него заранее. Троп в парке много; мы, например, рассматривали для себя кольцевой маршрут (34 км) от поселка Ацкури до горы Пикала (2422 м.) с ночевкой на стоянке Амарати. Уже на месте мы немного переиграли свой план и решили сохранить лишний день в запасе для Ушбы, поэтому заповедник Боржоми остался нами неисследованным.
Далее нам предстояло преодолеть расстояние от Боржоми до Батуми (220 км.) с ночевкой в красивом месте — у Зеленого озера. Дорога оказалась вновь не из приятных, вся в ямах, было сыро и плюс под вечер опустился густой туман. Неудивительно что мы проехали мимо озера, несмотря на то, что по координатам (41.6325, 42.51027) были совсем от него рядом. Как бы быстро мы ни старались доехать до Батуми, ночь всё равно застала нас на полпути и вынудила остановиться в одном из поселений — им оказался Хуло. Из 3-х найденных в городе гостиниц-хостелов работал только один: хозяйка сдавала комнаты в отдельно стоящем здании (по ее словам, частыми постояльцами были друзья ее друзей или дальние родственники), а по соседству находился ее собственный двухэтажный дом. Свободных мест в гостинице не оказалось, но видя нашу усталость, она дружелюбно уступила нам на одну ночь свою спальню за 40 лари. Во дворе также расположился небольшой ресторан с домашней кухней и выпечкой. И, конечно же, в ресторане работают члены ее семьи. Хороший пример слаженной команды.
Утро восьмого дня нашего путешествия началось даже не с завтрака, а с замены спущенного колеса. Хорошо, что все рабочие инструменты и запасное колесо были при нас. Всем, кто проходил мимо нас тогда, был интересен сам автомобиль, нежели чем оказание нам какой-либо помощи. Позже за завтраком мы узнали, что в нескольких километрах от Хуло как раз есть шиномонтаж, и мы были спасены. Главный мастер оказался не только большим профессионалом, быстро сделав вулканизацию, но и любителем русского языка. Очень приятно было в Грузии встречать таких людей, как этот мастер, которые с теплотой вспоминали свои годы, связанные с СССР, и с жадностью пытались наговориться с нами, носителями языка, по-русски.